ym(86490552, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true });

Парады псіхолага

Дети и гаджеты: яркая жизнь без зависимостей

Цель: выработка правил «цифровой гигиены» для своей семьи через осознанное потребление информации. Хочешь свернуть горы, начни с маленьких камешков!
развернуть

Уважаемые родители!

   А как вы относитесь к желанию детей как можно чаще держать в руках смартфон или планшет?

    Вы рады, что ребенок занят и не задает вам кучу вопросов и просьб? Или стараетесь все же ограничивать его в «просиживании времени» в социальных сетях, мессенджерах, играх?

   Согласны ли вы с тем, что современные дети действительно зависимы от цифровых технологий? Или для вас это проблема сильно раздута?

   Лаборатория Касперского, известная как компания по разработке антивирусного программного обеспечения представила некоторые цифры:

 66%  детей не могут жить без смартфонов;

 56%  детей пользуется Интернетом на постоянной основе;

 74%  пользуются Интернетом как средством виртуального общения;

 45% детей уже успели столкнуться с нежелательным контентом (сцены насилия, онлайн-казино, эротика)

 58%  детей  скрывают от родителей, что делают в Интернете;

 12,8% детей  активно играют в казино;

 10,3% детей посещают сайты, предлагающие информацию о наркотиках, алкоголе и табачных изделиях.

     И при этом:

 10% родителей знают о посещении их детьми сайтов с нежелательным контентом;

 47% родителей уверены, что знают обо всех действиях их детей в Интернете;

 92% родителей не знают ничего о потенциальной опасности действий, которые совершает ребенок в Интернете.

   За последние 13 лет количество потребляемой информации увеличилось в 50 раз! По прогнозам, за последующие 18 лет это количество информации увеличится  в 200 раз!

   Зависимость - это навязчивая потребность совершать определённые действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера.

        Однако!!!!! «Выключай эмоции!!! и Включай мозги!!!»Поиск ответа на  вопрос: «Для чего мне это надо???» и постоянная поддержка  близких  помогут в преодолении зависимости!

Зависимый ребенок  =  зависимый родитель,

Зависимый родитель  =  зависимый ребенок

Уважаемые Родители!!!

   Перестаньте разбрасывать «крючки (триггеры)» своему ребёнку!!!

   Крючок-Триггер (проблема) – Действие (предложение поиграть, даём телефон, планшет) – Возможное вознаграждение (получение удовольствия) = Страстное желание получить вознаграждение.

   Просто перестань давать телефон, планшет своему ребёнку в руки:

- во время еды

- болезни

- сильной эмоциональной реакции

- усталости

- скуки

- в поликлинике

- в ресторане

- во время езды в машине

- в путешествии

       Ответьте себе на вопрос: Что дает ребенку планшет, телефон, игра?

       Правильный ответ будет таким: Достигать цель быстрее, чем в реальной жизни! Легче дойти до 3-го уровня в игре и получить признание, нежели получить высокую отметку по предмету!

   Тест для диагностики зависимого поведения у ребенка:

• Хорошее настроение у ребенка только за компьютером, если отвлекают, то он раздражается, становится агрессивным, конфликтным.

•Ребенок замкнут, начал врать. «Не трогайте меня, я готовлюсь к контрольной!»

• Ребенок отказывается проводить время с семьей, стремиться остаться дома один.

• Просится провести время в гостях, нет возможности выяснить, как он там проводит время.

• Проводит за компьютером больше 30 часов в неделю.

• Интересуется только темами, связанными с играми.

• Проблемы в учебе, пропускает занятия, чтобы играть.

• Дает обещания, которые не выполняет.

• У него нет реальных друзей, отрешен от окружающего мира.

• Часто беспокоит головная боль, появилась бессонница, пропал аппетит.

• Включает компьютер сразу после пробуждения или возвращения из школы.

       Зависимость - это как СЛОН в гостиной! Мы делаем вид, что его нет, но самим жутко неудобно находится в таких условиях. Об этом непринято как-то говорить, неудобно. А как прогнать СЛОНА?  

1. Осознание.  Признать, что такая проблема существует.  - Да! Я зависим!

2. Ресурс.  Внутренняя энергия родителей. – Поддержка близких людей.

3. Стратегия.  Идём  от  маленького к большому.  СЛОНА едят по кусочкам!

  Зависимость - подобна айсбергу! Наверху только 10% проблемы,  90% скрыто  под  водой,  невидно,  незаметно,  не  бросается в глаза!

       Зависимость можно придержать, остановить, если включить осознанность! Оценить главные сферы в жизни ребёнка и действовать уверенно!

   «Светофор зависимости» – незаметный переход из сектора в сектор красный – жёлтый – зелёный,  маленькими  шагами  в  жизнь без зависимости.

   Ответьте себе на вопрос: Какие 10 тем или вопросов Вы обсуждали за прошедшую неделю со своими  родными,  кроме тем: «еда, работа, учёба»?

Позволь мозгу своего ребёнка созреть!

   Миф: современные дети другие, и мозги у них работают по-другому!

   Миф: развивающие игры и мультфильмы помогают развитию ребёнка!

   Миф: ребёнок, который много времени проводит за играми, будет хорошо разбираться в IT– технологиях в будущем!

   Ребёнок - это «заготовка к человеку». До 3-х лет в него можно и нужно вложить всё, так как идёт формирование нейронной сетки на всю жизнь. Ребёнок рождается с предположением стать гением. Человеческий детёныш - самый адаптивный в отличие от животных, например. Он адаптируются ко всему безболезненно, может принять все правила, нормы и требования. Чем больше ограничений ему создадим, тем более здоровая нервная система у него будет. Дети созревают вовремя!

        Ребёнок делает так, как делают родители! До 12 лет мозгом ребёнка является родитель! (Сколько раз говорила говорила...устала уже говорить! Нужно говорить  и говорить и говорить, до 12лет). С 12 лет у ребёнка начинают работать лобные доли, а родители должны начать с самого начала говорить и воспитывать!

   Гаджеты детей «обездвиживают»! Играющий ребёнок продвигается по этапам игры, но он не сможет проявить себя ни в чём другом. А естественная среда: движение, речь, эмоции, помогают развитию ребенка! Деревянный дом в деревне с садом, огородом, удобствами во дворе – это лучшее место, где развитие ребёнка будет всесторонним и гармоничным.

   Нейробиологи, нейрофизиологи, нейропсихологи, педиатры, психиатры, психологи о влиянии цифровых технологий на развитие мозга  и здоровье детей говорят о уже существующих проблемах:

  • частые головные боли;
  • быстрая утомляемость;
  • повышенная тревожность;
  • гиперактивность;
  • расстройство сна;
  • депрессия;
  • подавленность;
  • «бегающий взгляд»;
  • проблемы с запоминанием;
  • задержка речи;
  • ожирение;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • ранний остеохондроз;
  • диабет 2 степени;
  • воспаление и сухость глаз;
  • сколиоз;
  • приобретённый социальный аутизм.

        Компьютерные игры, мультфильмы, развивающие программы – чрезмерная стимуляция выработки дофамина (гормона удовольствия), которая приводит к снижению порога чувствительности нейронов мозга ребёнка к дофамину. Чтобы получить удовольствие, требуется все более и более сильный раздражитель. Чтобы сохранить хотя бы прежний уровень, приходится увеличивать продолжительность и сложность игры. Конструктор – 1 единица дофамина в минуту, компьютер – 100 единиц дофамина в минуту.

   Рекомендации ВОЗ  2019 года по пользованию гаджетами:

   От 0 до 2 лет - 0 минут

   От 2 до 4 лет - не более 60 минут

   Просмотр 15 минут с перерывом на физическую активность.

Родители!!! Верните детям игру и движение!!!

      В Китае в 2008 году  появились первые реабилитационные лагеря для цифрозависимых.

      А ВОЗ в 2019 году внес диагноз «цифровая зависимость», которая в ближайшее время будет лечиться медикаментозно.

   Рекомендации нейрофизиологов:

   от 0 до 3 лет - 0 минут

   от 3 до 4 лет- 10-15 минут

   от 4 до 5 лет - 20-25минут

   от 5 до 9 лет - 30-40минут

   от 9 до 12 лет - 60-90минут

   Рекомендации к мультфильмам:

1. Дети изначально предпочитают телевизору общений с нами. Это одна из основных потребностей ребёнка.

2. Выбирайте советские мультфильмы.

3. Смотрите вместе. Обсуждайте увиденное, характеры героев, их поступки.

4. Когда включаете Диснеевские мультфильмы, откладывайте деньги на логопеда, репетитора и покупку коллекций игрушек по мотивам мультфильма.

   Если вы дарите школьнику игровую приставку, то вы «дарите» ему плохие оценки в школе:

  • выбираем логические игры, которые стимулируют мыслительную деятельность! Важно, чтобы игра заканчивалась и была командной.
  • Взрослые в курсе, в какие играет ребёнок!
  • Ограничение по времени! У нас субъективно работает восприятие, когда мы в игре, нам кажется, что прошло 30 минут, а на самом деле прошло 2 часа! Поэтому чёткий таймер!
  • Игра после «лягушек» (дел, которые не хочется делать).
  • Присутствие в жизни ребёнка домашних обязанностей и отсутствие свободного времени!

ЗАПРЕТИТЬ детям очки виртуальной реальности!

!!!!!Обязательно интересуйтесь, в какие игры ребенок играет. Бойтесь сетевых игр!

!!!!!Не запрещайте ребенку играть, но нагрузите его обязанностями, чтобы времени на игру практически не оставалось. Если у ребенка есть зависимость от игр, значит у него много свободного времени.

   Стратегия №1. «Замена контента»

   Хотите здорового ребёнка?! Замените телефон, планшет на:

-документальные фильмы;

-диафильмы;

-двигательная приставка без джойстика;

-игры-головоломки: «Соедини трубы», «Посади самолет», «Шахматы», «Словодел» и т.д.

-аудио сказки;

-книги по возрасту;

-настольные игры (до 90+) играть вместе;

-спортивный инвентарь;

       В будущем наши дети будут конкурировать не между собой, а с искусственным интеллектом. А для того, чтобы ребенок был конкурентно способен, следует развивать следующие качества:

- коммуникативность;

- креативность;

- самоарганизованность.

   Стратегия №2. «Замещаем время»

- планирование свободного времени (сон, питание, режим дня);

- кружки, объединения по интересам;

- спортивные секции, плавание;

- бокс (начать с индивидуальных);

- театральная студия;

- танцы;

- кулинария;

- гончарный круг;

- скалолазание;

- лошади

   И другое.

   Родители!!! Если не сможете контролировать т.е. дежурить, нести родительскую вахту, то лучше и не начинайте, так как ребёнок сам не сможет!

     Индивидуальный план формирования навыков.

Моему ребёнку 6 лет

Что он умеет:

  • застилать постель
  • убирать со стола посуду
  • завязывать шнурки
  • мыть голову
  • выбрасывать мусор из своей комнаты
  • убирать игрушки за собой

Моему ребёнку 6,5 лет

Чему я должен его научить:

  • мыть свою чашку
  • уметь пользоваться ключами
  • знать правила безопасности на дороге, в подъезде, лифте, с бытовыми приборами
  • играть в «Что делать, если»
  • гулять пешком по району
  • разогревать обед вместе с мамой
  • собирать рюкзак по схеме
  • верхняя одежда, обувь в шкаф

Моему ребёнку 7 лет

Что он должен уметь:

  • мыть за собой тарелку и чашку
  • возвращаться со школы домой сам
  • разогревать обед в микроволновке
  • самостоятельно собирать портфель
  • развешивать школьные вещи
  • пользоваться ножницами

   864 дня – это количество выходных, которые родители проводят с детьми до 16 лет. Если вашему ребёнку уже 8 лет, то половина ваших выходных уже стала историей!!!!!

Эффективное время с ребёнком –

это ценность и точка опоры на всю жизнь!!!!

   Стратегия №3. Вводим «Правила семьи»

!!!Соблюдаем условия

  • Родители пишут каждый свои правила
  • Объединяем варианты и выбираем не более 5-ти правил, чтобы помнить
  • Для подростков учитывать места общего пользования, финансы родителей, отношения между родителями и подростками
  • Любить друг друга – это не конкретика!!!!
  • Вешаем на холодильник, объясняем правила 1 раз
  • Фиксируем внимание не меньше 20 раз в день, когда правило выполнилось  (например, ребёнок рисует. «Какой молодец, что всё чисто», т.к. мы в доме не мусорим)
  • Когда 2 недели выполняется правило - вводим новое!!! Наказание - физические упражнения.
свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть